Программа «Изобразительное искусство» для 5, 6, 7 классов создана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России. Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству - издательство «Просвещение», 2011г.,
авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под
редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» М., «Просвещение» 2011.
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.
Задачами курса являются:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных
образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и
структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности,
краеведческий материал.
В основе программы - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это
реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и
переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании
гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество
учителя и ученика.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета Изобразительное искусство отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В
рабочей программе количество часов на изучение предмета в 5-7 классах откорректировано в соответствии календарным учебным графиком
и расписанием уроков на текущий учебный год.
Содержание программы рассчитано на художественную деятельность школьников на уроках в разнообразных формах: изображение на
плоскости и в объёме; декоративную и конструктивную работу; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов,
репродукций, СD-программ); обсуждение работ товарищей; результаты собственного коллективного творчества и индивидуальной работы
на уроках; изучение художественного наследия; поисковую работу школьников по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре, вводятся в широком
воспитательном контексте. Художественные умения и навыки группируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство,
светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Эти средства художественной выразительности учащиеся
осваивают на протяжении 1-7 классов.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себе все основные виды
искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно - прикладное искусства, зрелищные и экранные
искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и
человека. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных
пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Эти три вида художественной деятельности являются
основанием для деления визуально - пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,
скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно - прикладные искусства.
Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей
их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается
присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным
формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает
акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое
наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к
миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное
значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и
линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать
единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда,
культуры человеческих отношений.
Общая годовая тема 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека».
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного
изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной
изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом
деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность
проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и
знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью
фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Общая годовая тема программы 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже
знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими
общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и
связаны с разными сторонами жизни общества.
Тематическое планирование - 6 класс
№ п/п
1
2
Тема
Количество
часов
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
Мир наших вещей. Натюрморт
8
8
3
Вглядываясь в человека. Портрет
10
4
Человек и пространство. Пейзаж
8
Всего
34
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических
ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; - развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание
ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к
членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и
познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в
процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического
эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и
творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных
(живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
6 класс
Учащиеся должны научиться:
- понимать особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
- различать основные жанры изобразительного искусства;
- узнавать известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея);
- анализировать произведения скульптуры, живописи, графики;
- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими техниками
- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Проверка знаний учащихся
Принципы на которых основана оценка результатов учебной деятельности учащихся:
•
объективность;
•
гласность;
•
систематичность;
•
всесторонность;
•
индивидуализация учета;
•
дифференцированность учета.
•
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
Активность участия.
•
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
•
Самостоятельность.
•
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
•
Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между
собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
•
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в
выполнении задания.
•
Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.
•
Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
•
Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности
Устный опрос
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.К
категории существенных ошибок относятся такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории
изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке
знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило,
существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.
К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к
данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен
один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.
Оценка результатов учебной деятельности по предмету
Отметка
Оценка «5» (отлично)
Показатели оценки результатов учебной деятельности
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ;
выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы;
свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного
материала, а также в практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.
Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче
движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного
образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного
характера.
Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей
композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа,
выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.
Оценка «4» (хорошо)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ,
отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в
устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, в практических работах делает незначительные ошибки.
Обучающийся воспроизводит содержание учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий,
законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и
колористических схем, предложенных учителем.
Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и
цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков
объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для
решения художественного замысла
Оценка
«3» (удовлетворительно)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его
самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает
отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные
вопросы; допускает ошибки в практических работах.
Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных
таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов,
осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейноконструктивного рисунка объекта.
Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагменты содержания теоретического
учебного материала.
Оценка
У ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного
«2» (неудовлетворительно) уровня учебных программ не усвоена, в практических работах ученик допускает грубые ошибки.
Календарно – тематическое планирование изобразительного искусства 6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
№ п\п Дата Тема урока
1
1
2
Элементы содержания
Практическая
Требования к результатам
работа
3
4
5
6
I четверть «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 8 часов
Изобразительное Виды и жанры изобразительного Сгруппировать
Знать виды пластических и
искусство. Семья искусства: живопись, графика,
предложенные
изобразительных искусств;
пространственных скульптура. Художественные
фото и репроразличные художественные
искусств
материалы и их выразительность дукции
материалы и их значение в
в изобразительном искусстве
произведений по создании художественного
видам
образа.
изобразительных
искусств
Уметь определять, к какому
виду и жанру относится
рассматриваемое
произведение.
Объяснять, роль ИЗОв жизни,
вести диалог на заданную
Оборудование
7
ПК, проектор,
презентация по
теме,
тему.
2
Рисунок -основа
изобразительного
творчества
Художественные
материалы.
Виды графики. Рисунок как
самостоятельное графическое
произведение. Рисунок - основа
мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности
Творческая
работа разными
материалами по
выбору
учащихся.
Знать виды графики,
графические художественные
материалы и их значение в
создании художественного
образа.
Значение особенности
художественного материала в
создании художественного
образа.
Уметь использовать
выразительные возможности
графических материалов при
работе с натуры (карандаш,
фломастер)
Основные скульптурные,
художественные, графические
материалы и их особенности.
Приобретать представления о
рисунке как виде
художественного творчества.
Овладевать навыками рисунка
с натуры.
Учиться сравнивать, обобщать
пространственные формы.
Овладение навыками работы
графическими материалами.
Иметь представление о
различных художественных
материалах.
Приобретать навыки работы
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
различными материалами.
Развивать композиционные
навыки
3
4
Линия и ее
выразительные
возможности.
Ритм линий.
Пятно как
средство
выражения.
Композиция как
ритм пятен
Выразительные свойства линии,
виды и характер линии.
Условность и образность
линейного изображения.
Выполнение
линейных
рисунков трав,
которые колышет
ветер.
Разнообразие в
Ритм линий, ритмическая
организация листа. Роль ритма в характере линий:
тонких, широких,
создании образа. Линейные
рисунки А. Матисса, П. Пикассо, ломких,
волнистых и т. д
В. Серова
Знать основы языка
изобразительного искусства:
ритм.
Пятно в изобразительном
искусстве. Роль пятна в
изображении и его
выразительные возможности. Тон
и тональные отношения.
Тональная шкала. Композиция
листа. Ритм пятен.
Доминирующее пятно. Линия и
пятно. Графические рисунки Ф.
Васильева, И. Левитана; чернобелая графика А.Остроумовой-
Изображение
различных
состояний в
природе (ветер,
тучи,
Знать основы языка
изобразительного искусства:
тон, выразительные
возможности тона и ритма в
изобразительном искусстве.
дождь, туман)
черной и белой
гуашью
Уметь использовать
выразительные средства
графики (тон, линия, ритм,
пятно) в собственной
художественно-творческой
Понимать значение ритма и
характера линий в создании
художественного образа.
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
Уметь использовать язык
графики (характер и ритм
линий), выразительные
возможности материала
(карандаш, уголь) в
собственной художественной
деятельности с натуры.
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
Лебедевой
деятельности;
Активно воспринимать
произведения станковой
графики
5
6
Цвет. Основы
цветоведения
Цвет в
произведениях
живописи
Основные и составные цвета.
Дополнительные цвета. Цветовой
круг. Теплые и холодные цвета.
Цветовой контраст.
Насыщенность цвета и его
светлота.
Знать основные
характеристики и свойства
цвета. Уметь выполнять
цветовые растяжки по
заданному свойству, владеть
навыками механического
смешения цветов
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
Изучение свойств цвета.
Механическое смешение цветов
Фантазийное
изображение
сказочных царств
ограниченной
палитрой и с
показом
вариативных
возможностей
цвета («Царство
снежной
королевы»,
«Изумрудный
город», «Страна
золотого
солнца»).
Материалы:
гуашь, кисть
Эмоциональное восприятие цвета
человеком. Цвет как
выразительное средство в
пространственном искусстве.
Классификация цветов. Цветовые
отношения
Изображение
осеннего букета в
разном
состоянии
(радостного,
грустного…)
Характеризовать цвет как
средство выразительности в
живописных произведениях.
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
Объяснять цветовые
отношения.
Развивать навык
колористического восприятия
художественного
произведения.
Приобретать творческий опыт
в процессе создания красками
цветовых образов с различным
эмоциональным звучанием.
7
8
Объемные
изображения в
скульптуре
Основы языка
изображения
Выразительные возможности
объемного изображения. Связь
объема с окружающим
пространством и освещением.
Художественные материалы в
скульптуре: глина, металл,
дерево и др., их выразительные
возможности. Произведения
анималистического жанра В.
Ватагина, В. Серова
Выполнение
объемных
изображений
животных.
Материалы:
пластилин, стеки
Знать определение термина
«анималистический жанр»,
выразительные средства и
материалы скульптуры.
Обобщение материала: виды
изобразительного искусства,
виды графики, художественные
материалы и их выразительные
возможности, художественное
творчество и художественное
восприятие, зрительские умения
Участие в
выставке лучших
творческих работ
по теме с целью
анализа
материала.
Знать виды пластических и
изобразительных искусств,
виды графики; основы
изобразительной грамоты
(ритм, цвет, тон, композиция);
средства выразительности
графики, скульптуры,
живописи; имена и
произведения выдающихся
художников, творчество
которых рассматривалось на
уроках четверти.
Уметь использовать
выразительные возможности
пластического материала в
самостоятельной работе.
Уметь воспринимать и
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
анализировать знакомые
произведения искусства
II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов
Во все времена человек создавал Участие в
Понимать значение
изображения окружающего его
диалоге об
изобразительного искусства в
мира. Изображение как познание особенностях
жизни человека и общества;
окружающего мира и отношения реальности и
взаимосвязь реальной
к нему человека. Реальность и
фантазии в
действительности и ее
фантазия в творческой
творчестве
художественного изображения
деятельности художника.
художников
в искусстве
Выразительные средства и
правила изображения
9
Реальность и
фантазия в
творчестве
художника
10
Изображение
Многообразие форм изображения
предметного
мира вещей в истории искусства.
мира. Натюрморт. О чём рассказывают изображения
пещей. Появление жанра
натюрморта. Натюрморт в
истории искусства. Натюрморт в
живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его
место в истории искусства.
Повествовательность плоских
рисунков
Работа над
натюрмортом из
плоских
изображений с
решением задачи
их
композиционного
решения.
Понятие формы.
Многообразие
форм
окружающего
Конструирование Иметь представление о мноиз бумаги
гообразии и выразительности
простых
форм
геометрических
11
Понятие формы. Линейные,
плоскостные и объёмные формы.
Геометрические тела, которые составляют основу всего
Знать определение термина
«натюрморт», выдающихся
художников и их произведения в жанре натюрморта.
Уметь активно воспринимать
произведения искусства
натюрмортного жанра;
Творчески работать, используя
выразительные возможности
графических материалов
(карандаш, мелки) и язык
изобразительного искусства
(ритм, пятно, композиция)
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
мира
многообразия форм
тел (конус,
цилиндр, куб,
призма
Изображать сложную форму
предмета (силуэт) как
соотношение простых
геометрических форм,
соблюдая их пропорции
12
Изображение
объёма на
плоскости и
линейная
перспектива
Плоскость и объём. Перспектива
как способ изображения на
плоскости предметов в
пространстве. Правила
объемного изображения
геометрических тел с натуры.
Композиция на плоскости
Зарисовки
конструкции из
нескольких
геометрических
тел. Материалы:
карандаш, бумага
А4
Знать правила объемного изо- Образцы
бражения геометрических тел выполненных работ
с натуры; основы" композиции учащихся
на плоскости. Уметь применять полученные знания в
практической работе с натуры
13
Освещение. Свет
и тень
Освещение как средство
выявления объёма предмета.
Источник освещения. Понятие
«свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс»,
«падающая тень». Свет как
средство организации
композиции в картине
Зарисовки
геометрических
тел из гипса или
бумаги с
боковым
освещением.
Материалы:
черная и белая
гуашь или
акварель, бумага
формата А4
Знать основы изобразительной ПК, проектор,
грамоты: светотень. Уметь
презентация по
видеть и использовать в
теме,
качестве средства выражения
характер освещения при
изображении с натуры
Графическое изображение
натюрмортов. Композиция и
образный строй в натюрморте:
ритм пятен, пропорций,
движение и покой, случайность и
порядок. Натюрморт как
выражение художником своих
Выполнение
натюрморта в
технике печатной
графики (оттиск
с аппликации на
картоне)
Понимать роль языка
ПК, проектор,
изобразительного искусства в презентация по
выражении художником своих теме,
переживаний, своего
отношения к окружающему
миру в жанре натюрморта.
Знать выдающихся
14
Натюрморт в
графике.
Характеризовать роль
освещения в построении
содержания произведений
натюрморта.
переживаний и преставлений об
окружающем его мире.
Материалы и инструменты
художника и выразительность
художественных техник.
.Творчество А. Дюрера, В.
Фаворского
художников-графиков. Уметь
составлять натюрмортную
композицию на плоскости,
применяя язык
изобразительного искусства и
выразительные средства
графики; работать в технике
печатной графики
15
Цвет в
натюрморте
Цвет в живописи и богатство его
выразительных возможностей.
Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи
(обусловленный). Цветовая
организация натюрморта - ритм
цветовых пятен: И. Машков,
«Синие сливы»; А. Матисс,
«Красные рыбки»; К. ПетровВодкин, «Утренний натюрморт»,
«Скрипка». Выражение цветом в
натюрморте настроений и
переживаний художника
Работа над
изображением
натюрморта в
заданном
эмоциональном
состоянии:
праздничный,
грустный,
таинственный.
Материалы:
гуашь, кисти,
бумага A3
Знать выразительные
возможности цвета. Уметь: с
помощью цвета передавать настроение в натюрморте;
работать гуашью;
анализировать цветовой строй
знакомых произведений
натюрмортного жанра
16
Выразительные
возможности
натюрморта
Предметный мир в
изобразительном искусстве.
Выражение в натюрморте
переживаний и мыслей
художника, его представлений и
представлений людей его эпохи
об окружающем мире и о самих
себе. Натюрморт в искусстве
XIX-XX веков. Натюрморт и
выражение творческой
Участие в
выставке работ
Знать такой жанр
изобразительного искусства,
как натюрморт; выдающихся
художников и их
произведения натюрмортного
жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И.
Машков). Уметь
анализировать образный язык
произведений натюрмортного
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
индивидуальности художника.
Зрительный ряд: И. Грабарь,
«Неприбранный стол»; И.
Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов,
«Ваза, Цветы и фрукты».
Натюрморты В. Ван-Гога, К.
Моне и П. Сезанна
17
Образ человека главная тема
искусства
18
Конструкция
Головы человека
и её пропорции
жанра
III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» 10 часов
Портрет как образ определённого Участие в беседе Знать жанры изобразительного
реального человека. Изображение на тему образно- искусства: портрет;
человека в искусстве разных
выразительных
выдающихся художниковэпох. Проблема сходства в
средств портрета портретистов русского и
портрете. Выражение в
в живописи,
мирового искусства
портретном изображении
скульптуре,
(Рембрант, И. Репин). Уметь
характера человека, его
графике.
активно воспринимать
внутреннего мира. Великие
произведения портретного
художники-портретисты:
жанр
Рембрант, Ф. Рокотов, В.
Боровиковский, Д. Левицкий, И.
Репин
Закономерности в конструкции
головы человека. Большая
цельная форма головы и её части.
Пропорции лица человека.
Средняя линия симметрии лица.
Величина и форма глаз, носа,
расположение и форма рта
Работа над
Понимать роль пропорций в
изображением
изображении головы, лица
головы человека человека
с соотнесен ными
по-разному
деталями лица
(аппликация
вырезанных из
бумаги форм
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
19
Изображение
Соотношение лицевой и
головы человека в черепной частей головы.
пространстве
Индивидуальные особенности
черт лица.
Выполнение
рисунка деталей
лица: нос, рот,
глаза
Знать пропорции головы и
Образцы
лица человека; выдающихся
выполненных работ
представителей русского и
учащихся
мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В.
Серов) и их основные произведения портретного жанра.
Уметь использовать выразительность графических
средств и материала (уголь,
мелки, карандаш) при работе с
натуры
20
Портрет в
Человек - основной предмет
изображения в скульптуре.
Материалы скульптуры.
Скульптурный портрет в истории
искусства. Выразительные
возможности скульптуры.
Характер человека и образ эпохи
в скульптурном портрете.
Скульптурные портреты В. И.
Мухиной и С. Т. Коненкова
Изображение
вскульптур ном
портрете
выбранного
литературного
героя с ярко
выраженным
характером (Баба
Яга, Кощей
Бессмертный,
Домовой и т. д.)
Знать материалы и
выразительные возможности
скульптуры. Уметь передать
характер героя в скульптурном
портрете, используя
выразительные возможности
скульптуры; владеть знаниями
пропорций и
пропорциональных
соотношений головы и лица
человека
Образ человека в графическом
портрете. Индивидуальные
особенности, характер,
настроение в графическом
портрете. Расположение портрета
на листе. Роль выразительности
графических материалов.
Создание
рисунка головы
человека,
придание
индивидуальных
черт лица.
Приобретение интереса к
ПК, проектор,
изображению головы человека презентация по
как способа нового понимания теме,
и видения человека.
скульптуре
21
Графический
портретный
рисунок
Развивать художественное
видение, умение замечать
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
индивидуальные черты.
Получать представления о
графических портретах
мастеров живописи разных
эпох
22
Сатирические
образы человека
Правда жизни и язык искусства.
Художественное преувеличение.
Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский
шарж, сатирические рисунки В.
Дени, Д. Кардовского
Изображение
сатирических
образов
литературных
героев (бумага
формата А4,
черная аква рель
или гелевая
ручка, тушь)
Получить представление о
жанре сатирического рисунка
и его задачах.
Уметь анализировать
образный язык произведений
портретного жанра; работать с
графическими материалами.
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
Уметь использовать
изобразительные средства
линии и пятна для передачи и
раскрытии образа.
23
Образные
возможности
освещения в
портрете
Изменение образа человека при
различном освещении.
Постоянство формы и изменение
её восприятия. Свет,
направленный сверху, снизу,
сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения
Наблюдение
натуры и
наброски
(пятном) головы
в различном освещении.
Знать основы изобразительной
грамоты (светотень); понимать
роль освещения в
произведениях портретного
жанра. Уметь применять
полученные знания при работе
с натуры
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
24
Роль цвета в
портрете
Цвет как средство выражения
настроения и характера героя.
Создание
портрета
литературного
Знать о выразительных возОбразцы
можностях цвета и освещения выполненных работ
в произведениях портретного
Живописная фактура.
героя
жанра. Уметь анализировать
цветовой строй произведения
живописи
учащихся
25
Великие
портретисты
прошлого
Роль и место живописного
Коллаж
портрета в истории искусства.
портретов разных
Обобщенный образ человека в
эпох
живописи Возрождения, в XVHX1X веках, в XX веке.
Композиция в парадном и
лирическом портрете. Роль рук в
раскрытии образа
портретируемого Портреты
Леонардо да Винчи, Рафаэля
Санти, Ф. Рокотова, В.
Боровиковского, О. Кипренского,
В. Серова, М. Врубеля
Знать выдающихся
ПК, проектор,
художников-портретистов,
презентация по
представителей русского и
теме,
зарубежного искусства:
Леонардо да Винчи, Рафаэль
Санти, М. Врубель. Уметь
активно воспринимать и
анализировать произведения
портретного жанра; работать в
технике коллажа
26
Портрет в
изобразительном
искусстве XX
века.
Особенности и развитие
портретного образа и
изображения человека в 20-м
веке. Знаменитые мастера
европейского изобразительного
искусства (П. Пикассо, А.
Матисс, С. Дали, др.)
Узнавать и называть основные ПК, проектор,
вехи в развитии портретного
презентация по
жанра.
теме,
Роль и место портрета в
отечественном искусстве.
Стремление выразить эпоху в
портрете. , сложность
внутреннего мира человека с
переживаниями, чувствами… ,
Участие в
создании
презентации
творчества
великих
портретистов
отечественного
искусства
Получить представления о
задачах портретного жанра 20го века в европейском
искусстве.
Приводить примеры портретов
известных отечественных
художников.
красоту молодости.
27
Изображение
пространства.
Правила
построения
перспективы.
IVчетверть «Человек и пространство. Пейзаж» 8 часов
Виды перспективы в
Изображение
Получить представление о
изобразительном искусстве. Вид уходящей вдаль различных способах
перспективы как средство
аллеи с
изображения пространства, о
выражения, вызванное
соблюдением
перспективе как средстве
определёнными задачами.
правил
выражения в изобразительном
Отсутствие изображения
воздушной
искусстве.
пространства в искусстве
перспективы.
Древнего Египта. Движение
Приобретать навыки
фигур в пространстве. Ракурс в
изображения перспективных
искусстве Древней Греции.
изменений в зарисовках
Понятие точки зрения.
наблюдаемого пространства.
Перспектива как изобразительная
грамота.
Перспектива как учение о
способах передачи глубины
пространства. «Архитектурный
пейзаж»
Плоскость картины. Точка
зрения. Горизонт и его высота.
Точка схода.
Законы линейной перспективы
Виды ИЗО, в которых
прослеживается пейзаж. Правила
воздушной перспективы и
изменения контрастности.
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
Схемы построения
перспективы
28
Пейзаж –
большой мир.
Организация
изображаемого
пространства.
Пейзаж как самостоятельный
жанр в искусстве. Превращение
пустоты в древний китайский
пейзаж. Огромный и
легендарный мир. Колорит как
средство решения образа
пейзажа, как одно из ведущих
средств выразительности.
Работа над
изображением
большого
эпического
пейзажа «Путь
реки».
Уметь различать особенности Цифровая
эпического и романтического коллекция
образа природы в
пейзажных работ
произведениях европейского и
русского искусства.
Экспериментировать на основе
правил перспективы в
изображении большого
природного пространства.
Значение колорита в разные
исторические периоды развития
жанра пейзажа.
Эпический и романтический
пейзаж Европы. Роль выбора
формата. Высота горизонта.
Пейзажный жанр (героический,
романтический, реалистический).
Гамма минорная, мажорная.
Классицизм, романтизм,
импрессионизм.
29
Пейзаж –
настроение.
Природа и
художник.
Природа как отклик переживаний
художника. Многообразие форм
и красок окружающего мира.
Изменчивость состояния
природы в течение суток.
Создание
пейзажанастроения по
памяти и
представлению.
Получать представления о том,
как понимали красоту
природы и использовали
новые средства
выразительности в живописи
19-го века.
Значение линии, пятна.
Характеризовать направления
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
Роль колорита в пейзаже.
Освещение в природе. Красота
разных состояний в природе:
утро, вечер, сумрак, туман,
полдень.
импрессионизма,
постимпрессионизма в
истории ИЗО.
Учиться видеть, наблюдать,
передавать изменчивое
настроение природы.
Приобретать опыт
колористического видения,
создание живописного образа
эмоциональных переживаний
человека.
30
Пейзаж в русской Образ природы в произведения
Создание
живописи
А. Венецианова. Эпический образ электронной
России в произведениях И.
презентации
Шишкина. Пейзажная живопись
И. Левитана.
Называть имена великих
ПК, проектор,
русских живописцев, узнавать презентация по
известные картины.
теме, цифровая
коллекция
Характеризовать особенности пейзажных работ
различных
понимания природы И.
художников
Левитана и И. Шишкина.
Формировать эстетическое
восприятие природы как
необходимое качество
личности.
31
Пейзаж в графике Графические зарисовки и
наброски пейзажей в творчестве
известных художников.
Выразительность графических
Создание
графической
работы
«Весенний
пейзаж»
Приобретать навыки создания
пейзажных зарисовок.
Получать представления о
графическом пейзаже в
европейском и отечественном
образов мастеров.
искусстве.
Печатная графика.
32
Городской пейзаж Понимание красоты природы
художниками разных
исторических периодов. Разные
образы города в истории
искусства и в Российском
искусстве 20 века.
Работа над
графической
композицией
«Городской
пейзаж» .
Возможен
коллаж,
аппликация,
коллективная
деятельность
Получить представления о
развитии жанра городского
пейзажа в европейском и
русском искусстве.
Знакомиться с историческими
городскими пейзажами
Москвы, Санкт Петербурга,
др.
Приобретать навыки
композиционного творчества в
технике коллажа.
Приобретать
коммуникативные навыки в
процессе коллективной
деятельности.
Знать основы изобразительной
грамоты и уметь применять
приобретенные знания на
практике.
33
Выразительные
возможности
изобразительного
искусства. Язык и
Обобщение материала учебного
года. Роль изобразительного
искусства в жизни людей. Язык
изобразительного искусства.
Изобразительное произведение
Участие в беседе Знать основные виды и жанры
о возможностях изобразительных
изобразительного (пластических) искусств; виды
графики; выдающихся
художников и их
ПК, проектор,
презентация по
теме, образцы
выполненных работ
учащихся
смысл.
34
как диалог межу художником и
зрителем. Творческие
возможности зрения.
Итоговый урок
Выставка творческих работ
(обобщение темы)
искусства.
произведения, изученные в
течение года; основные
средства художественной
выразительности; разные
художественные материалы,
художественные техники и их
значение в создании
художественного образа.
Уметь анализировать
содержание, образный язык
произведений портретного,
натюрмортного и пейзажного
жанров
Участие в
выставке работ.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей
многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим
поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой
деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей
семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных
задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоциональноценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых
в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных
искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная
графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
6 класс
Учащиеся должны научиться:
- понимать особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
- различать основные жанры изобразительного искусства;
- узнавать известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея);
- анализировать произведения скульптуры, живописи, графики;
- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими техниками
- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
Проверка знаний учащихся
Принципы на которых основана оценка результатов учебной деятельности учащихся:
объективность;
гласность;
систематичность;
всесторонность;
индивидуализация учета;
дифференцированность учета.
Критерии оценки устной формы ответов учащихся
Активность участия.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии оценки творческой работы
Общая оценка работы обучающегося складывается из совокупности следующих компонентов:
Владение композицией: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все
компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении
задания.
Общее впечатление от работы. Творческий подход учащегося.
Учебно-методическое обеспечение
Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс» под ред. Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2014 г.
Пособие для учителей
Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва,
«Просвещение», 2014 г
Дополнительная литература.
а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008.
б) дополнительная литература для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
У
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов
http://school-collection.edu.ru/
http://festival.1september.ru/
http://fcior.edu.ru/
http://window.edu.ru/
http://www.openclass.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
Оборудование
Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экран
Таблицы (комплекты)
Хохлома
Гжель
Полхов-Майдан
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Жостово
Введение в цветоведение. (комплект16 штук)
Декоративно-прикладное искусство. (комплект12 штук)
Методический фонд
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2004.